ИМЦ - главная  

Адрес: ул. Молдагуловой, д. 6, литер А, Санкт-Петербург, 195027

СведенияСВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: МАТЕМАТИКА Учебно-методический материал  
 
В РАЗДЕЛЕ:
   
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: МАТЕМАТИКА
 
 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
по предметам:
МАТЕМАТИКА
Учебно-методический материал
ГИА по математике
Олимпиады, конкурсы
РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
ХИМИЯ
ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
ИННОВАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АТТЕСТАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
БИБЛИОТЕКА
ОХРАНА ТРУДА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Методические рекомендации по внутришкольному руководству преподаванием математики

 

Учебный процесс требует от учителя профессиональных умений, способствующих повышению качества обучения: академических, дидактических, речевых, организаторских, психолого-аналитических, личностных, специальных, рефлексивных, педагогического такта, педагогической техники, любви и уважения к детям.

На первом этапе работы руководитель, осуществляющий контроль за преподаванием математики в школе, должен определить уровень профессиональной компетентности педагога. В этой связи необходимо обратить особое внимание на то, что учитель математики должен:

  • Владеть академическими знаниями (стандарты школьного математического образования, программы по математике средней общеобразовательной школы, требования к математической подготовке учащихся).

  • Владеть дидактическими умениями (методика обучения математике, современные образовательные технологии).

  • Понимать общекультурное значение обучения математике (цели и задачи обучения математике, ее роли и месте среди других предметов, изучаемых в школе, естественнонаучное значение математики, гуманитарная составляющая обучения математике, история развития математики).

  • Знать основные тенденции развития отечественного школьного математического образования (стратегия модернизации современного школьного образования, теория и методика профильного обучения, предпрофильной подготовки, методология разработки элективных курсов).

Качество учебного процесса находится в прямой зависимости и от психолого-педагогических знаний учителя, следовательно, необходимо изучить их наличие и уровень.

Второй этап контроля за деятельностью учителя математики со стороны администрации образовательного учреждения включает рассмотрение:

  • Учебных, методических и дидактических материалов, которыми пользуется учитель.

  • Программ элективных курсов, которые использует учитель;

  • Технологии организации самообразования учащихся;

  • Технологии организации учебного процесса по овладению учащимися общеучебными умениями и навыками;

  • Ученических работ (в том числе тетрадей для письменных работ);

  • Основной и дополнительной литературы, которой пользуется учитель.

Третий этап предполагает исследование, диагностику и анализ результативности выявленных подходов к обучению, направленных на поиск резервов повышения эффективности работы учителя. Следует обратить особое внимание на следующие компоненты в деятельности учителя:

  • Полное и своевременное выполнение программы.

  • Целесообразность отбора материала.

  • Использование современных технологий обучения, в том числе компьютерных технологий (с учетом их целесообразности в образовательном процессе).

  • Своевременность и объективность учета знаний, умений, навыков учащихся.

  • Наличие положительной динамики успеваемости учащихся.

  • Качество организации учебного труда.

  • Формирование общеучебных умений и навыков учащихся.

  • Наличие навыков рефлексивного анализа и самоанализа.

  • Мотивация к повышению профессиональной компетентности.

  • Владение сдоровьесберегающими технологиями по отношению к учащимся и к себе.

Определение наличия и диагностика рассмотренных профессиональных компетентностей учителя математики может осуществляться через достаточно широкий спектр форм административного контроля:

  • Собеседование с учителем.

  • Изучение портфолио учителя (если оно имеется).

  • Посещение и последующий анализ уроков.

  • Проведение и диагностика срезовых административных письменных работ учащихся.

  • Диагностика общеучебных умений учащихся.

  • Анкетирование учителя.

  • Анкетирование учащихся.

  • Наблюдение.

В ходе контроля необходимо формировать и совершенствовать у учителя умение самоанализа своей педагогической деятельности.

Предложенные материалы руководители школ должны использоваться вариативно с учетом индивидуальных особенностей личности каждого учителя и уровня его профессионального мастерства.

Руководство администрации по самообразованию учителя и повышению его профессиональной компетентности заключается в оказании помощи педагогу в работе по методической теме:
- рекомендации по выбору темы, составлению плана работы, подбору литературы;
- оказание методической помощи и осуществление контроля за ходом работы;
- определение результативности и подведение итогов.

Следует держать на контроле такие направления работы учителя по самообразованию в межкурсовой период, как совершенствование специальных знаний по предмету, пополнение психолого-педагогических знаний и совершенствование методики преподавания предмета.

Руководителю образовательного учреждения необходимо помнить, что период полураспада полученных знаний в педагогике сегодня равен четырем годам, следовательно, для качественного выполнения учителем своих функциональных обязанностей, он обязан как минимум раз в пять лет повышать уровень своей профессиональной квалификации. Сегодня предлагаются различные формы повышения квалификации для учителей математики, проводимых как на базе АППО, так и на базе районов:

  • Годичные и летние курсы «Теория и практика профильного обучения».

  • Краткосрочные проблемно-целевые курсы по различным вопросам методики преподавания математики.

  • Лекции, семинары и консультации в рамках массово-методической работы.

  • Участие в различных профессиональных конкурсах, грантах, проектах.

Одной из новых форм повышения квалификации является накопительная система, в рамках которой учитель на протяжении пяти лет может пройти отдельные образовательные модули, удовлетворяющие его профессиональным потребностям.

Форма повышения квалификации учителем должна быть определена индивидуально с учетом уровня профессионального мастерства учителя и его потребностей в обновлении имеющихся знаний.

Особое внимание следует обратить и на контроль со стороны администрации за работой школьного методического объединения, поскольку усиление теоретической и практической направленности работы ШМО учителей математик, может обеспечить высокое качество учебно-воспитательного процесса в школе.

Особое значение следует придать завершающему этапу контроля – подведению итогов проверки, где необходимо предусмотреть стимулирование самообразовательной деятельности учителя, организацию ему при необходимости методической помощи по ликвидации выявленных пробелов, а также поощрение успехов отдельных учителей, распространение и внедрение педагогического опыта.

В рассмотренных материалах предусмотрена вариативность, индивидуализация и дифференциация контроля.

Сроки и критерии административного и учительского контроля должны быть определены локальным актом школы (утверждённым на первом педагогическом совете коллектива образовательного учреждения). В нём указывается система оценивания работ учащихся и содержание требований на уровне обязательной подготовки. Родители и учащиеся должны быть знакомы с эти актом.

 

   
           

©ИМЦ 2005-2017. Дизайн, программирование и сопровождение - А. Белокуров   

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования