ИМЦ - главная  

Адрес: ул. Молдагуловой, д. 6, литер А, Санкт-Петербург, 195027

СведенияСВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Методические материалы  
 
В РАЗДЕЛЕ:
   
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
 
 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
по предметам:
МАТЕМАТИКА
РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
Методические материалы
Олимпиады, конкурсы
В помощь учителю
ХИМИЯ
ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
ИННОВАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АТТЕСТАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
БИБЛИОТЕКА
ОХРАНА ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Роль литературы в духовном оздоровлении личности

Алексеева Т.В.,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района

Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Иногда воздействует на человека в противовес впечатлениям окружающего мира, сохраняя и создавая личность. (Вспомним признание Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»). У многих людей старшего поколения привычка к чтению, заложенная в детстве, осознается как одна из самых необходимых для внутреннего комфорта. Тем большую тревогу вызывает сегодня положение с детским чтением, или, можно сказать, с «нечтением».

Серьезному чтению школьники уделяют гораздо меньше времени, чем хотелось бы, и читают, как правило, только то, что положено по школьной программе. И взрослые беспокоятся, тормошат детей: «Читай!» Все наставления сводятся, как правило, к двум сентенциям: «Больше читай – и будешь умным», «Без чтения нельзя стать культурным человеком». Но никогда мы не говорим (и не думаем) так: «Читай – и будешь здоровым».

Но вот несколько лет назад во всем известном журнальчике «Лиза» была опубликована статья о лечебном воздействии чтения. О том, что именно нужно читать при бессоннице, какие книги помогают при зубной, какие – при головной боли, какие – при расстройстве желудка. Русская классическая литература была рекомендована пре нервных расстройствах и депрессивных состояниях.

Статья была написана очень даже всерьез, и приведенные данные опирались на серьезные исследования американских ученых. Речь в статье, конечно, шла о физическом здоровье, но ведь физическое здоровье (именно это и учитывалось учеными), сопряжено с нашим духовным состоянием. Оказывается, улучшая духовное состояние и тем самым «заряжая» человека положительной энергией, незаметно, исподволь, но благотворно и мощно воздействует на нас и наше здоровье чтение книг.

Таким образом, привычку к серьезному систематическому чтению можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Этот аспект влияния чтения на ребенка практически не учитывается ни учеными, ни родителями (которые часто очень много внимания уделяют вопросам физического здоровья ребенка), ни даже педагогами.

Чтение серьезной литературы гармонизирует личность, закладывает позитивное отношение к жизни. Для подрастающей, неокрепшей еще личности это очень и очень важно.

Как часто взрослые жалуются на усталость от потока негативной информации, «отрицательных» впечатлений, которые буквально вторгаются в нашу жизнь – с экранов, по радио, со страниц газет… Но это взрослые, которые знают, что должно быть «не так», что отрицательные впечатления - это не «норма» бытия. А дети? Детская психика - как губка, доверчиво вбирающая все впечатления, у нее нет критериев отбора и не выработаны способы защиты от негативного воздействия. И появляется отторжение от жизни, неприятие окружающего, в котором воспринимается только мрачное, черное, растет число детских неврозов. А иногда случается и самое страшное: наиболее ранимые, тонко и остро воспринимающие все подростки отказываются жить.

Физическое здоровье подрастающего поколения (о котором общество сейчас столько хлопочет) обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. И здесь роль чтения очень велика.

Наибольшим оздоровляющим влиянием на личность ребенка обладает русская классика девятнадцатого века. Творчество крупнейших писателей этого периода характеризуется созидающей направленностью, любовью к жизни, умением видеть ее прелесть, ее ценность – во всех ее проявлениях и при всех ее сложностях.

Внимательное чтение русской классической литературы закладывает у формирующейся личности очень важное и для психического, и для физического здоровья позитивное отношение к окружающему миру.

Наиболее мощное влияние оказывает Толстой с его философским осмыслением ценности самой жизни в ее естественных проявлениях. Важно, что роман Толстого «Война и мир» изучается в 10 классе, когда школьник, с одной стороны, уже имеет достаточный опыт чтения и осмысления серьезных книг, с другой стороны, находится на пороге «выхода в мир», обдумывая и решая для себя многие «взрослые» проблемы этого мира.

Остановимся только на одном примере. Почему, например, Толстой в паре симпатичнейших героинь Соня – Наташа отдает предпочтение не Соне с ее грациозной красотой (которая часто подчеркивается писателем), с ее жертвенной и верной любовью, а Наташе? Наташа то «ревет, некрасиво распустив свой большой рот», то бегает, шумит, неприлично «выкрикивает с места». Повзрослев, она совершает еще большие проступки: влюбляется то в одного, то в другого и, наконец, изменяет даже князю Андрею? А чего стоит та же Наташа в эпилоге романа – располневшая, растрепанная, ревнивая и скуповатая, самым радостным событием для которой является желтое (а не зеленое) пятно на пеленке – ставший нормальным стул у ребенка? (Кстати, смысл этого эпизода детям, которые растут в семьях «по одному» и не имеют опыта «общения с младенцами», приходится объяснять).

Наташа, со всеми ее недостатками, потому и любимая героиня Толстого, что она живет полной жизнью, бурно откликаясь на все впечатления и требования этой жизни. И Платон Каратаев потому дорог автору, что, с незамысловатым своим внутренним миром, он умеет видеть хорошее, верит в добро и потому в любых условиях и сам рук не опустит, и других сумеет поддержать. Философичный Пьер обретает внутреннюю свободу не при роскошной своей светской жизни, а именно в жесточайших условиях плена, - т. е. тогда, когда он лишен элементарного комфорта и свободы физической.

Роман Толстого учит думать, учит не бояться жизни, а главное – любить жизнь – естественную, простую, во всех ее проявлениях, любить и ценить людей во всем разнообразии характеров. Учит не менторски, с указательным перстом, а в саму эту жизнь ребенка погружая, осмысляя вместе с ним ситуации, характеры, события.

Не только Толстой своим романом «Война и мир» помогает становлению позитивно направленной личности – вся русская классика такова. И потому возможности воздействия на духовное оздоровление подростка у учителя-словесника огромны.

Но, к сожалению, на уроке, как ни парадоксально это прозвучит, многое невозможно. Во-первых, вечный дефицит учебного времени. «Быстрее, быстрее», - подгоняем мы ребят. Быстрее соображайте, отвечайте еще быстрее, быстрее… чувствуйте! Что не успеешь понять, перечувствовать – то учитель договорит за тебя сам (что ему еще остается – у него «программа»!), тебе же придется сказанное принимать на веру. Правдивости высказываний, доверительности тоже ставится определенный предел – общение исключительно публичное, к тому же учитель стоит перед необходимостью оценивания работы на уроке. Получается так: ты мне скажи искренне, что ты думаешь, а я твою искренность… оценю в баллах! К тому же у педагога на уроке (и вне уроков) такой груз обязанностей, что о созидательном воздействии своего предмета на личность ученика он и не задумывается.

Словом, нужен другой «режим общения» с юным читателем. Вот когда высвечивается неоценимая роль школьного библиотекаря. Получается, что именно библиотека – центр духовного становления и духовного оздоровления личности. В библиотеке – иной «временной режим», иной тон общения. Здесь ребенку более комфортно, потому что в библиотеке не требуют (как везде в школе), а предлагают и помогают.

Хорошая школьная библиотека может быть сравнима – в самом лучшем смысле этого слова – с церковью. И там, и здесь – внимание к духовной жизни, и там и здесь важен и интересен не какой-то там коллективный результат, не лучшие ученики, а каждый пришедший. Не случайно библия, библиотека – слова с одним корнем. И на работниках библиотек всегда есть некий знак одухотворенности, печать служения не суетному – высокому. Это высокое есть приобщение ребенка к чтению. Сегодня духовное здоровье нации незаметно, исподволь формируется именно в скромном помещении школьной библиотеки.

Мы много говорим о недостатках школьного преподавания, и хочется тепла, «позитива». Я могу привести пример в прямом смысле целительного воздействия русской классики на подрастающее поколение.

В школе № 3 нашего района - это школа для детей с недостатками речевого развития. Восстановить речь ребенка, включить его в активную жизнь помогает русская и мировая классика – и школьный театр. Библиотекарь Марина Игоревна Савкина и преподаватель литературы Изабелла Яковлевна Чижкова увлечены школьным театром. Дети пишут сценарии, ставят спектакли, и учитель вместе с учениками тоже выходит на сцену. В их «театральном портфеле» значатся такие авторы, как Бернард Шоу, Александр Вампилов, Виктор Розов. В начале этого года дети написали свою пьесу – продолжение «Ночи перед Рождеством», поставили ее - и послали сценарий на Всероссийский конкурс. В марте этого года получили приглашение в Сочи. И этот коллектив «неговорящих детей», учащихся из «речевой школы» занял первое место среди школьных театров России!

Девиз словесников и библиотекаря этой школы – «Давая детям книги, мы даем им крылья».

Любовь к книгам, привычка к чтению помогает заложить в детскую душу многие замечательные качества. Детское чтение и как результат его - формирование нравственно крепкого, здорового человека - связал в своей песне Владимир Высоцкий, и эта короткая строка звучит афористично и точно:

Значит, нужные книги ты в детстве читал…

 

   
           

©ИМЦ 2005-2017. Дизайн, программирование и сопровождение - А. Белокуров   

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования