Европейские танкеры не заметили санкции Трампа к российской нефти

Европейские танкеры не заметили санкции Трампа к российской нефти

21 ноября вступили в силу санкции США к двум крупнейшим российским нефтекомпаниям, «Роснефти» и «Лукойлу». Однако это никак не повлияло на перевозки российской нефти танкерами компаний из стран ЕС. Российские поставщики в очередной раз нашли выход.

Не менее 45 танкеров греческих судовладельцев продолжают перевозить российскую нефть и находятся на маршрутах по доставке сырья. Об этом говорят данные АИС судов. Такое количество танкеров вдвое ниже показателей двухлетней давности, однако доля европейских судов по-прежнему велика — более 15%.

В основном суда 12 греческих судовладельцев вывозят российскую нефть из балтийских и черноморских портов и везут ее в Индию, Китай и Сингапур. Самое большое количество обслуживает Новороссийск — крупнейший экспортный порт России на Черном море.

Все танкеры, чью доставку можно проследить, могут перевозить за раз более 42 млн баррелей нефти, чья стоимость сейчас составляет примерно $ 1,9 млрд.

Возвращаться к перевозке российской нефти греческие танкеры начали в этом году, когда опустились мировые цены на нефть, а вместе с ними и на российские сорта. Даже снижение потолка цены странами ЕС и Великобритании с $ 60 до $ 47,6 за баррель не внесло особых изменений, так как мировые цены продолжили снижение.

По данным Минэкономразвития России, в ноябре стоимость самого популярного сорта российской нефти Urals составила $ 44,9 за баррель, что ниже текущего ценового потолка ЕС для третьих стран и позволяет европейским танкерам абсолютно легально перевозить российскую нефть.

Возвращение европейских танкеров на российские маршруты радует далеко не всех. В «Совкомфлоте», чьи танкеры находятся под санкциями, жаловались на то, что суда компаний из ЕС отбирают у российского судовладельца хлеб.

«При падении цены ниже price cap (потолка цены „Большой семерки“) конкуренция на рынке перевозок возрастает. Что мы увидели в первом квартале? На рынок вернулось много иностранных судовладельцев из недружественных стран, которые в 2024 году не занимались перевозками российской нефти и нефтепродуктов. Это обостряет конкуренцию и усложняет нашу работу. Поскольку флот иностранных компаний никак не аффектирован санкциями, они намеренно создают несправедливую конкуренцию для флота, контролируемого Россией», — возмущался в интервью «Интерфаксу» глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов.

Судя по данным АИС судов, санкционные танкеры российского судовладельца также востребованы. Однако в первые девять месяцев года «Совкомфлот» впервые показал убытки — в $ 8 млн. Год назад компания получила прибыль в $ 480 млн.

Советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников полагает, что российским поставщикам удобнее работать с европейскими танкерами.

«Вероятно, это обходится дешевле, плюс страховку принимают в большинстве мировых портов. Кроме того, исторически есть сложившиеся связи, которые несмотря на несправедливые санкции остаются и в случае соответствия цены товара лимиту, использовать услуги европейских перевозчиков удобнее», — говорит Максим Шапошников.

Кроме того, отмечает эксперт, риск атаки ВСУ на суда европейских перевозчиков пока ниже.

По идее, с 21 ноября, когда вступили в силу санкции США к «Роснефти» и «Лукойлу», танкеров греческих судовладельцев должно было стать меньше, но этого не произошло. Очевидно, «Роснефть» и «Лукойл» исчезли из документов, а вместе с ними и причины для беспокойства. Американский инвестбанк Goldman Sachs отмечал, что две крупнейшие нефтяные компании России резко снизили экспорт нефти на 1,1 млн баррелей в сутки, а вот новые неподсанкционные поставщики неожиданно увеличили поставки на 1 млн баррелей.

Новую стратегию ухода России от санкций отметили и в Международном энергетическом агентстве (МЭА), сообщив в декабрьском докладе о рынке нефти, что экспорт России продолжается без изменений на фоне растущего количества новых компаний.

Новые поставщики начали появляться в начале года, когда пошли первые санкции США к российским компаниям — «Газпром нефти» и «Сургутнефтегазу».

Как будут дальше развиваться события, неизвестно. Известно, как сообщает Reuters, что США подбивают ЕС на отмену ценового потолка и введение полного запрета на использование европейских танкеров для перевозки российского сырья. Такой ход ударит по греческим судовладельцам, но вряд ли остановит экспорт из России. Несмотря на более высокие затраты, теневой флот, появившийся на российских маршрутах в 2022 году, продолжает расширяться и в прошлом году взял на себя почти все поставки.

«Так называемый теневой флот — включающий нефтяные танкеры водоизмещением более 3 000 тонн — увеличился до 1 140 судов по сравнению с 930 судами всего полгода назад. Это означает средний темп роста в 30 судов в месяц, несмотря на то, что западные власти вводят самые жёсткие санкции за многие годы», — писало агентство Splash.